Ильинский маяк в Феодосии получил свое название благодаря мысу Святого Ильи на котором он располагается. Белоснежная башня маяка, возвышаясь на высоте около 70 метров над уровнем моря, на протяжении многих лет указывает путь проходящим здесь кораблям.

Маяк открыт для посещения, помимо осмотра внутреннего двора маяка и прилегающей территории, можно заглянуть внутрь и подняться в комнату управления, откуда открывается отличная панорама на побережье. Чтобы попасть на территорию маяка нужно предварительно согласовать это с охраной.

YouTube player

Мыс всегда представлял опасность для проходящих мимо кораблей, он окружен скалами и рифами, которые непросто обнаружить, к тому же в данной местности нередки сильные ветра и туманы, которые дополнительно усложняют навигацию. Известно о большом количестве случаев кораблекрушений у мыса Святого Ильи, которые упоминаются в письменных источниках.

Греки основавшие Феодосию были мореплавателями и они знали о опасности которую таят скалы мыса. На его вершине они возвели храм, который помимо религиозных целей являлся указателем для проходящих мимо кораблей. К сожалению храм не сохранился до наших дней. Гораздо позже здесь была построена часовня, доподлинно не известно кто ее построил, но ходит легенда о богатом купце, который попал в ужасный шторм в этом месте. Его ждало неминуемое крушение и он взмолился и к нему явился сам Святой Илья. Он пообещал святому возвести на этом месте часовню. Руины часовни сохранились по сей день.

Ильинский маяк, история

Появление маяка на мысе Святого Ильи было обусловлено планами по строительству торгового порта в Феодосии. Это было связано с переводом главной базы Черноморского флота из Николаева в Севастополь. Выпадающие торговые потоки планировалось перенаправить из Севастополя в Феодосию. Было найдено место для стоянки кораблей, которое прикрывалось мысом Ильи, однако заход в порт являлся довольно сложным, а туманы и скалистая местность делили судоходство в районе мыса довольно опасным. Маяк был построен в 1899 году. В годы Великой Отечественной маяк был разрушен, с 1944 года на этом месте зажигали сигнальный огонь, а в 1955 году Ильинский маяк был восстановлен в качестве капитального сооружения.

Ильинский маяк

Само строительство маяка связано с довольно интересной историей. Долгое время на строительство маяка не могли найти средства. Согласно достоверным источникам, маяк в итоге был построен на частные пожертвования супруги статского советника Евдокии Рукавишниковой, которая переехала со своим сыном в Феодосию несколькими годами ранее. Дело в том, что ее сын был болен туберкулезом и по рекомендации врачей они перебрались в Феодосию. Местный климат и морской воздух благоприятно сказались на здоровье мальчика, во время ежедневных прогулок на свежем воздухе он часто гулял по мысу Святого Ильи. Здесь он общался с местными рыбаками, они поведали ему истории о кораблекрушениях произошедших у подножья мыса, которыми сын поделился со своей матерью. Ситуация с улучшением здоровья сына, в совокупности с рассказами мальчика расторгали Евдокию, в знак благодарности, она решила пожертвовать свои скромные накопления на строительство маяка. Этого хватило на сооружение небольшого сооружения на 4 опорах, внутри которой была установлена швейцарская система освещения Линберга. Позже на мысе был установлен колокол, для звукового предупреждения. Местные власти хотели назвать маяк в честь Евдокии Рукавишниковой, но она настояла на назывании “Ильинский Маяк”. На территории маяка вы обнаружите памятную табличку Евдокии Николаевне Рукавишниковой, которую установили по просьбе ее внучки, которая до сих пор проживает в Феодосии. Семья Рукавишниковых вела историю маяка в своих записях и личных письмах, а также следила за его судьбой с момента его возведения.

Ильинский маяк

Как добраться до Ильинского Маяка в Феодосии

Ильинский Маяк находится на окраине города, сюда ведет грунтовая дорога. Добраться до маяка можно на авто или своим ходом. Также вы можете воспользоваться услугами такси или общественным транспортом. Ближайшей остановкой к маяку является остановка “Городская больница” на которой останавливаются городские автобусы №1, №2а, №14 и №15. Выйдя у горбольницы двигайтесь по Корабельному переулку до СПК “Маяк”, далее вам предстоит путь на открытой местности, вдоль военных укреплений, которые остались здесь со времен Великой Отечественной Войны.